Главной особенностью психологического профиля при С. д. является низкая чувствительность ребенка к социальным нормам и вследствие этого их слабая иерархизация. В результате нормы принципиально разной степени значимости (напр., такие как "нельзя подсказывать на уроке" и "нельзя воровать") воспринимаются ребенком как равнозначные и нарушаются одинаково легко. С. д. особенно легко возникает при резком изменении условий жизни, приводящем к столкновению ребенка с большим количеством новых, вовсе незнакомых ему норм (при поступлении в школу, переезде в другой город или другую страну и т. п.). При С. д. часто наблюдаются вандализм, мелкое воровство, грубая агрессия. Наказания, налагаемые взрослыми (в том числе и родителями), воспринимаются ребенком с С. д. как несправедливые: он видит, что других детей наказывают значительно менее строго, но при этом не понимает, что их проступки много менее серьезны, чем его собственные. Вследствие этого у него формируется представление о несправедливости взрослых и мира в целом, ведущее к появлению антисоциальной установки и/или негативной самооценки ("я плохой"). С. д. — психопатизирующий психологический синдром, нарушающий нормальное развитие личности ребенка. В подростковом возрасте на его основе часто складывается психологический синдром отверженности. При психологической коррекции С. д. основными направлениями работы являются: (1) формирование осознания иерархии социальных норм; (2) поддержание позитивной самооценки.