Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением. Этот этап А. с. определяется установлением эмоциональных контактов младенца с близкими взрослыми (прежде всего, с матерью). Позднее все большую роль в жизни и развитии ребенка начинает играть более широкое социальное окружение: другие взрослые и сверстники, с которыми он сталкивается в тех или иных ситуациях. Новый уровень А. с. связан с поступлением ребенка в образовательно-воспитательные учреждения — в детский сад и, особенно, в школу. Между А. с. ребенка и его психическим развитием существует двусторонняя связь. С одной стороны, успешная А. с. возможна только благодаря достижению определенного уровня психического развития. С другой стороны, само психическое развитие может нормально осуществляться только при условии достаточно успешной А. с.